- защитные сооружения
Защитные сооружения от наводнений.
Защитные сооружения от наводнений.
защитные сооружения (официально сооружения защиты Ленинграда от наводнений), гидротехнический комплекс, возводимый на границе Невской губы и Финского залива для предотвращения нагонных наводнений.
Первые проекты защиты Петербурга от наводнений относятся к первой четверти XVIII в.: в проектах планировки Петербурга архитекторов Д. Трезини и Ж. Б. А. Леблона предусматривалась подсыпка грунтом территорий Васильевского и Городского островов до отметки 3,2 м над ординаром. Первый проект радикальной защиты Петербурга от наводнений разработан в 1727 Б. К. Минихом, который предложил «город и каждый остров порознь дамбами и довольным возвышением и укреплением берегов укрепить». В XVIIIXIX вв. внимание к проблеме защитных сооружений резко обострялось после наиболее разрушительных наводнений. Так, после «потопа» 7 ноября 1824 правительство объявило международный конкурс на проект защиты Петербурга от наводнений. Среди представленных работ особенно интересен проект П. П. Базена, который предложил принципиально новое решение проблемы: оградить Невскую губу (с дельтой Невы) от вод Финского залива каменной дамбой (от Лисьего Носа через остров Котлин до Ораниенбаума). Проект Базена (как и другие.гие, представленные на конкурс) был отвергнут, однако предложенное им оригинальное решение проблемы определило одно из главных направлений последующих проектных разработок многих русских и советских учёных, инженеров и архитекторов. Именно идея Базена легла в основу ряда проектов защитных сооружений конца XIX в. (Н. Н. Моссаковского, Я. К. Ганнемана, В. Ф. Пруссака), а также эскизного проекта 1933, разработанного в ЛенНИИ коммунального и жилого хозяйства и строительства под руководством профессора С. А. Советова и современного проекта защитных сооружений .
Технический проект, по которому осуществляется строительство, разработан в 19671978 в Ленинградском отделении института «Гидропроект» (Ленгидропроект) в процессе реализации Генерального плана развития Ленинграда 1966 (главный инженер проекта С. С. Агалаков, после его смерти в 1981 С. Н. Кураев). В разработке проекта принимали участие 52 института и организации Ленинграда и другие.гих городов. В разработке экологического аспекта проекта участвовали 20 организаций. Проект архитектурного оформления защитных сооружений выполнен в институте ЛенНИИпроект (руководитель архитектор А. В. Жук).
В августе 1979 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О строительстве сооружений защиты г. Ленинграда от наводнений». Осенью того же года строители приступили к его осуществлению.
В состав защитных сооружений входят 2 судопропускных и 6 водопропускных сооружений, 11 каменно-земляных дамб, здания и сооружения эксплуатационного и обслуживающего назначения (см. схему). Трасса защитных сооружений проходит от станции Горская на северном берегу Финского залива через остров Котлин к станции Бронка на южном берегу. Общая её протяжённость 25,4 км, в том числе по акватории залива свыше 22 км, высота дамб (вместе с волноотбойной стенкой) 8 м. Судопропускные сооружения включают судоходные пролёты, оборудованные быстродействующими затворами, которые при угрозе наводнения перекрывают пролёт. Южное судопропускное сооружение (С-1) на Морском канале имеет пролёт шириной 200 м и глубину на пороге 16 м (предназначено для прохода судов водоизмещение до 100 тыс. т), северное (С-2) имеет пролёт 110 м, глубину на пороге 7 м (для судов водоизмещение до 4 тыс. т).
Из 6 водопропускных сооружений 2 расположены в южных воротах Невской губы, 4 в северных. Сооружения, примыкающие к побережью залива (В-1 и В-6), имеют 12 водопропускных отверстий шириной по 24 м, а остальные по 10. Отверстия водопропускников оборудованы сегментными металлическими затворами, которые в обычных условиях подняты и перекроют отверстия только при угрозе наводнения. Суммарная площадь живого сечения водопропускных и судопропускных сооружений 9610 м2 (при ординаре), что в 1,5 раза больше живого сечения всех рукавов и протоков Невы в её устье. Управление водо- и судопропускными сооружениями автоматизировано и будет осуществляться как с центрального, так и с местных пультов. Время приведения в действие всей системы затворов не более 30 мин. Наличие ограждаемой акватории площадью 400 км2, аккумулирующей сток Невы при закрытых затворах защитных сооружений , гарантирует в устье Невы у Горного института безопасный для города уровень воды от 0,5 до 1,5 м выше ординара при нагонных наводнениях, а в случае крайне неблагоприятной ситуации (повторяемостью 1 раз в 100 лет) подъём 1,8 м.
11 каменно-земляных дамб откосного типа замыкают участки между водо- и судопропускными сооружениями, перекрывают остров Котлин и низкие берега Финского залива. Защитные сооружения будут способны предотвратить самые крупные теоретически возможные наводнения с подъёмом воды до уровня 5,3 м над ординаром в устье р. Нева. По дамбам защитных сооружений должна пройти скоростная 6-полосная автомагистраль с мостами над водопропускными и тоннелями под судопропускными сооружениями, транспортными развязками на берегах залива и на острове Котлин. Новая магистраль замкнёт 150-километровую кольцевую автодорогу вокруг Ленинграда.
Общая стоимость строительства защитных сооружений около 1 млрд. руб., в том числе 130 млн. руб. транспортные сооружения. Основные строительные работы ведёт управление Ленгидроэнергоспецстрой, которое в 1987 было преобразовано в объединение и передано из ведения Министерства энергетики и электрификации СССР в подчинение Ленгорисполкома.
С самого начала работ по проектированию защитных сооружений группы учёных и специалистов ставили под сомнение обоснованность проекта, доказывали, что его реализация приведёт к резкому ухудшению экологической обстановки в дельте Невы или даже к экологической катастрофе. С середины 1980-х гг. противники проекта получили возможность публично излагать свои взгляды, строительство защитных сооружений оказалось в центре внимания общественности. Резкое ухудшение экологической обстановки в северных воротах Невской губы в 19851986, связанное со значительными отклонениями от проекта производства работ, допущенными строителями в 1984, обострило ситуацию вокруг строительства защитных сооружений . В средствах массовой информации наметился отход от апологетизации проекта, делаются попытки дать объективную оценку как проекту, так и ходу его реализации. Широкий общественный резонанс вызвала статья академика Д. С. Лихачёва и писателей Д. А. Гранина, М. А. Дудина и А. А. Ливеровского «А где защита от дамбы?» («Известия», 11 января 1987), в которой остро поставлена проблема влияния стройки на окружающую среду. В ходе дискуссий чётко выявилась взаимосвязь строительства защитных сооружений с проблемой очистки городских канализационных стоков. Предполагалось, что к 1985 (то есть до завершения строительства защитных сооружений ) будут построены очистные сооружения, обеспечивающие 100%-ную очистку стоков. Однако программа их строительства была сорвана, и на конец 1986 уровень очистки стоков составлял лишь 58%. Строительство защитных сооружений только обострило сложную санитарно-гигиеническую обстановку в Невской губе. Научное решение проблемы оздоровления экологической обстановки водной системы Ладожское озеро р. Нева Невская губа в условиях функционирования защитных сооружений возложено на созданный осенью 1987 первый в стране Центр экологической безопасности при АН СССравни В конце 1980-х гг. строительство защитных сооружений законсервировано.
Литература:
Киприянов В., Критический обзор проектов для предохранения С.-Петербурга от наводнения, СПБ, 1858;
Голант В., Укрощение строптивой, Л., 1966;
Агалаков С. С, В борьбе со стихией, «СиАЛ», 1974, № 2;
Антонов П. А., Извечный спор со стихией, «ЛП», 1984, № 5;
Ленинград без наводнений. [Сб. ст.], Л., 1984;
О строительстве в Ленинграде защитной дамбы от наводнений и очистных сооружений для сточных вод, «Вестник АН СССР», 1988, № 6;
См. также литературу при статье Нева.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.